Что такое CLIL?


Что такое CLIL?

Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение или сокращенно CLIL – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних времен, и на данный момент многие преподаватели используют его на своих уроках.

Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2* для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели английского языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык используя темы и материалы из других предметов.

Конечно, в рамках языковых курсов или общеобразовательной школы организовать полное изучение предметов на английском довольно сложно, но элементы методики CLIL в уроки английского внедряются невероятно успешно. Например, на одном занятии дети узнают про историю средневековой Англии, отрабатывая при этом прошедшее время, на другом — ставят несложный физический эксперимент и обсуждают его, используя степени сравнения прилагательных; малыши, изучая цвета, смешивают краски и узнают, сколько разных цветов получается из всего трех — красного, желтого и синего.


Принципы CLIL:

CLIL – это в первую очередь обучение общим знаниям
обучение проходит, базируясь на основных 4 «С»: content**, communication***, cognition**** and culture*****. Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой
требует построения безопасного психологического климата на занятии
подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя и аудитории
для лучшего понимания материала преподаватель может подключать мимику, жесты, картинки, звук презентации и т.д.

Преимущества CLIL:

позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык
расширяет межкультурные знания учащихся
развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях
развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов
повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе
тренирует все языковые навыки
улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи
развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни
не требует дополнительных часов обучения

Зачем это нужно?

Можно ведь просто учить английский отдельно, а биологию — отдельно. Но комбинированные уроки существенно повышают у детей и подростков мотивацию к изучению языка. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно-отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.

Во-вторых, на уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас.

Примечания:
*L2 (второй язык) – это язык, который изучается человеком естественным образом или с помощью специального обучения, после освоения родного языка
**content (контент) - это предметное содержание согласно учебного плана
***communication (коммуникация) – это использование языка и умение договариваться в ходе урока, где задействованы все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо
****cognition (когниция) – это развитие навыков мышления, понимания, решения проблемных ситуаций
*****culture (культура) - способствует межкультурному взаимодействию. при котором язык помогает понимать культуру и менталитет носителей другого языка